wpid-sarM7pKU.jpg

Как стать финансистом в десять лет

В Барнауле в рамках II Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи состоялась презентация самоучителя по семейным финансам для школьников «Дети и деньги».

Автором книги стала директор Института финансового планирования Евгения Блискавка. Она специально приехала в Барнаул из Москвы, чтобы рассказать о том, как шла работа над изданием, и поделиться большим опытом изучения финансового поведения. Более 15 лет она занимается вопросами рационального финансового поведения – учит людей экономить, копить и управлять своими деньгами. Написать детскую финансовую азбуку ее подтолкнула дочка.

– Как мама, я задавала себе вопрос: как мне научить ребенка обращаться с деньгами? Не всегда те советы, которые мы даем взрослым, работают на детях. Поэтому я принялась за создание учебника, адаптированного именно для школьников. Сразу скажу, мне помогали не только опытные экономисты, но и педагоги, психологи, сотни простых родителей. Работая над книгой, мы провели много экспериментов, опросов. Прежде чем что-то написать, приходилось все проверять на практике. Мы общались с родителями, бабушками и дедушками, но самое главное – узнавали мнения детей по разным финансовым вопросам. Результаты нас поразили. Современные дети с раннего возраста способны усваивать финансовую информацию. Например, некоторые школьники в возрасте 10 – 12 лет уже имели в голове практически бизнес-планы, как улучшить финансовое состояние своей семьи (а родители этого и не знали!). Так, один мальчик очень четко описал, что хочет открыть экоферму, она будет прибыльна, потому что в магазинах дефицит хорошего вкусного молока. А он будет продавать его в бутылочках под старину. Девочка призналась, что мечтает открыть небольшую мультипликационную студию. Причем у нее для этого уже все есть! Она занимается в художественной школе, хорошо рисует и может быстро собрать из картинок целый мультфильм. То есть дети готовы воспринимать полезную финансовую информацию, родителям теперь надо только грамотно их научить.

– И это правильно! Я рекомендую сначала книгу «Дети и деньги» прочитать родителям. А уже потом изучать ее вместе с ребенком. К сожалению, многие мамы и папы сами плохо разбираются в финансовых вопросах. Это и понятно. Нас никто этому не учил. Многие современные семьи не умеют планировать семейный бюджет, не знают, как накопить, им проще взять кредит, или они ломают голову, во что вложить капитал. Так что книга будет полезна еще и взрослым читателям.

Самоучитель «Дети и деньги» издан тиражом 1500 экземпляров. Книга очень красивая, много ярких картинок, тестов, советов. Издание поступит в школы и детские библиотеки.

Гости презентации сразу засыпали Евгению вопросами: «Стоит ли платить ребенку за пятерки?», «С какого возраста нужно давать карманные деньги?», «Как приучить ребенка экономить?», «Как объяснить, что все, что он желает, купить семья не может?»

– Многие родители действительно поощряют ребенка за хорошую учебу деньгами. Лично я не вижу в этом ничего плохого. Но у этой системы должны быть четкие правила и особая философия. Например, вы говорите: «У нас в семье все работают, твоя работа – хорошая учеба, поэтому мы готовы тебе за учебу платить небольшую зарплату». Сумма действительно должна быть небольшой. Потому что родители должны пояснить ребенку: зарплата зависит от опыта, образования. Пока у тебя образования нет, ты не можешь получать много. Все это хорошо ребенком усваивается. И он начинает анализировать, понимать, почему одни зарабатывают много, а другие мало, и т.д. Я рекомендую заключать с ребенком трудовой договор, ставить подписи, иначе он не поверит, что все серьезно. И в этом документе обязательно прописать и штрафные санкции. Иначе ребенок очень быстро начнет говорить: «Пока не заплатишь, учиться не буду…» Еще один важный момент: оговаривайте зарплату за месяц, но выплачивайте раз в неделю, потому что месяц для ребенка – это целая вечность. Он устанет ждать, и ему будет неинтересно выполнять условия договора.

Что касается карманных денег: если у ребенка есть «зарплата», то от карманных денег стоит отказаться. Пусть учится формировать свой бюджет. Интересный факт: в Германии право ребенка на карманные деньги закреплено законом. Нам в России в этом плане еще повезло.

Как говорит Евгения, самое сложное – это пояснить ребенку, что есть траты необходимые, а есть желаемые. Не все, что мы хотим купить, нам действительно нужно. Приучить ребенка экономить можно разными способами. Самый простой: доверить ему покупки в магазине. Эта такая игра: вы говорите, что на нем сейчас семейный бюджет и он должен вам помочь – найти товары подешевле среди огромного множества в магазине. Вы не поверите, с каким энтузиазмом дети подходят к этому заданию. Для них очень важно, что им доверили деньги, что они решают, что купить.

А вот чего точно делать нельзя, по мнению автора книги, так это наказывать деньгами. Дети это воспринимают очень болезненно. И если вы заранее не оговорили штрафы, а вдруг говорите – получил двойку – останешься без копейки, то ребенок очень сильно переживает. Он не понимает, за что его наказали, думает, что родители просто его обидели.

Так как презентация книги проходила в барнаульской школе на перемене, «Алтайская правда» расспросила детей о деньгах: что это такое, зачем нужны, как экономить?

Женя, 11 лет:
– Деньги нужны, чтобы делать покупки. Если бы у меня было много денег, я бы не выходил из магазинов. Хочу машину себе дорогую. Бабушка говорит, что деньги любят счет. Но что это такое, я не понимаю.

Лиза, 11 лет:
– У меня есть карманные деньги. Мама выдает мне в неделю 500 рублей. Трачу на обеды и разные красивые штучки: резиночки, игрушки. Копить деньги я не хочу, пусть копят взрослые.

Паша, 10 лет:
– Деньги надо беречь, иначе будешь жить очень бедно. Я чем старше становлюсь, тем меньше прошу у родителей денег. Я же понимаю, что сейчас кризис. Прошу подарки только у Деда Мороза и Снегурочки.

Информационный портал «Алтайская правда» — это актуальные новости Барнаула и Алтайского края. Это комментарии экспертов, аналитические статьи, репортажи, интервью и многое другое.

Главный редактор: Г.Г. РООР
Редактор сайта: С.Г. ЯКОВЛЕВА